сайт воспитателя Елены Кольцовой

Не допустить ошибок в воспитании (консультация для родителей)

 B.A. Сухомлинский писал: «Вся сущность человеческого воспитания заключается в том, чтобы желания личности гармонировали с интересами коллектива, общества, народа, отечества, Же­лание надо с первых дней сознательной жизни ребёнка окультивировать…»

Человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями; не переживающий их приветственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадёжным, он в вступает в конфликт с общественными требованиями»,

Большинство родителей с первых дней жизни ребёнка учит

его сдерживать свои желания и порывы. Это начинается о малого — с умения взрослых на детское «дай», «хочу» вовремя ответить о

полной категоричностью «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ», Без твёрдых требований невозможно сформировать в ребёнке умения подчинять слепые и капризные «хочу» важным и осознанным целям. При правильном воспитании руководство детским поведением не представляет осо­бых трудностей, ребёнок проявляет готовность следовать указани­ям взрослых, Однако, наблюдая за детьми, вскрывается множество причин детского непослушания, свидетельствующих об ошибках воспитания. Одна из причин - неразумная любовь родителей к детям. Бесспорно, не любить ребёнка противоестественно для роди­телей. Но очень важно научиться управлять своим чувством, руко­водствуясь разумом. В медицине есть такой термин - передозиров­ка. Он означает, что если даже самым целебным лекарством зло­употребляют, то оно перестаёт быть живительным и действует на организм как яд. Если ребёнок постоянно ощущает на себе передо­зировку родительской любви, то это начинает действовать на дет­скую душу подобно яду. Любовь к ребёнку — это действенное чув­ство, выражающееся и в уважении, и в последовательной требова­тельности, и в умеренной доброте к нему, Настоящая любовь роди­телей не только не исключает, и напротив, обязательно предполага­ет разумнуюстрогость, объективность. Но пока ребёнок мал, неко­торые родители воспринимают капризы, озорство, неподчинение требованиям как нечто естественное. Иногда даже отрицательные проявления в поведении ребёнка вызывают у них восторженное чувство. Сын драчлив, а родители считают: боевой растёт, умеет постоять за себя; ни с кем не поделиться игрушкой - бережлив; не сговорчив, не умеет уступать — сильный характер и т.д. Если ребёнок чувствует, что постоянно является центром всеобщего интереса, что все разговоры в семье ведутся только о нём. он становится настоящим хулиганом и с помощью своих «дай», «принеси», «хо­чу», «не хочу» командует взрослыми, добиваясь желаемого. Непо­слушание ребёнка — признак того, что взрослые в его глазах не имеют авторитета. А чтобы его завоевать, некоторые родители стараются всё воспитание отроить по принципу: мы тебя любим, и ты должен нас любить. В таких случаях поведением ребёнка стараются управлять, постоянно напоминая: «Не послушался - не буду любить такого плохого! Не сделал, как было оказано — значит, не любишь маму!»

Избалованный ребёнок чаще всего растёт в семье, где он один среди взрослых. Он окружён всеобщим вниманием, выржающимся в предвосхищении любых запросов. Он захвален, заласкан, окружён заботой близких, которые склонны преувеличивать достоинства своего дитя. В результате такого воспитания ребёнок привыкает только брать, ничего не давая взамен, Бабушка ему нуж­на для разных услуг: одеть, раздеть, подать, накормить, родители выполняют все прихоти: покупают игрушки, лакомства, отдают из­вестную дань похвалам, «Жизнь убеждает: если ребёнок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духов­ных сил, то сердце его может стать холодным, чёрствым, равно­душным» - писал В. А. Сухомлинский,

Тепличное воспитание - одна из причин негативного поведения ребёнка, Если детей оберегают от любых усилий - физиче­ских и нравственных, изолируют от общества сверстников, то их жизнь нельзя считать полноценной, ибо она не насыщена тем со­держанием, которое развивает их, организует их поведение, сосре­дотачивает на полезной деятельности. Игра, занятие, труд протека­ют лучше, если у ребёнка есть сверстник, разделяющий его на­строение, начинания, развитие замыслов, Взрослые стараются вос­полнить недостающие общение с товарищами, считают необходи­мым забавлять, развлекать ребёнка, навязывать то, что им кажется наиболее интересным. Однако любая деятельность воспитывает активностъ только тогда, когда ребёнок может в ней проявлять фан­тазию, самостоятельность, При тепличном воспитании ребёнок по­стоянно ощущает на себе бремя чрезмерной опеки: нельзя вволю попрыгать, побегать - устанешь; взять в руки молоток - ударишь палец; поработать о иголкой — наколешься. Ребенок то и дело слы­шит: «Не играй в песок - испачкаешься», «Не развязывай шарф -заболеешь»,

Привыкая к тому, что каждый его шаг подсказан взрослым, ребёнок теряет способность размышлять над своими поступками. Важно не смешивать требовательность о мелочной опекой, которая только сковывает силы ребёнка, Ограждать детей от какого-либо напряжения, не проявлять должной твёрдости — это значит не заглядывать в их будущее. Требовательность - эти не тирания, требо­вательность должна быть разумной и доброжелательной, матери­альный достаток не может компенсировать духовного внимания к

малышу, столь необходимого для формирования его личности.

Только благодаря правильному воспитанию происходит закладка положительных качеств личности ребёнка, только при: этом условии можно говорить о формировании готовности его к актив­ному, осознанному послушанию.

27 февраля 2017 в 08:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.