сайт воспитателя Елены Кольцовой
Не допустить ошибок в воспитании (консультация для родителей)B.A. Сухомлинский писал: «Вся сущность человеческого воспитания заключается в том, чтобы желания личности гармонировали с интересами коллектива, общества, народа, отечества, Желание надо с первых дней сознательной жизни ребёнка окультивировать…» Человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями; не переживающий их приветственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадёжным, он в вступает в конфликт с общественными требованиями», Большинство родителей с первых дней жизни ребёнка учит его сдерживать свои желания и порывы. Это начинается о малого — с умения взрослых на детское «дай», «хочу» вовремя ответить о полной категоричностью «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ», Без твёрдых требований невозможно сформировать в ребёнке умения подчинять слепые и капризные «хочу» важным и осознанным целям. При правильном воспитании руководство детским поведением не представляет особых трудностей, ребёнок проявляет готовность следовать указаниям взрослых, Однако, наблюдая за детьми, вскрывается множество причин детского непослушания, свидетельствующих об ошибках воспитания. Одна из причин - неразумная любовь родителей к детям. Бесспорно, не любить ребёнка противоестественно для родителей. Но очень важно научиться управлять своим чувством, руководствуясь разумом. В медицине есть такой термин - передозировка. Он означает, что если даже самым целебным лекарством злоупотребляют, то оно перестаёт быть живительным и действует на организм как яд. Если ребёнок постоянно ощущает на себе передозировку родительской любви, то это начинает действовать на детскую душу подобно яду. Любовь к ребёнку — это действенное чувство, выражающееся и в уважении, и в последовательной требовательности, и в умеренной доброте к нему, Настоящая любовь родителей не только не исключает, и напротив, обязательно предполагает разумнуюстрогость, объективность. Но пока ребёнок мал, некоторые родители воспринимают капризы, озорство, неподчинение требованиям как нечто естественное. Иногда даже отрицательные проявления в поведении ребёнка вызывают у них восторженное чувство. Сын драчлив, а родители считают: боевой растёт, умеет постоять за себя; ни с кем не поделиться игрушкой - бережлив; не сговорчив, не умеет уступать — сильный характер и т.д. Если ребёнок чувствует, что постоянно является центром всеобщего интереса, что все разговоры в семье ведутся только о нём. он становится настоящим хулиганом и с помощью своих «дай», «принеси», «хочу», «не хочу» командует взрослыми, добиваясь желаемого. Непослушание ребёнка — признак того, что взрослые в его глазах не имеют авторитета. А чтобы его завоевать, некоторые родители стараются всё воспитание отроить по принципу: мы тебя любим, и ты должен нас любить. В таких случаях поведением ребёнка стараются управлять, постоянно напоминая: «Не послушался - не буду любить такого плохого! Не сделал, как было оказано — значит, не любишь маму!» Избалованный ребёнок чаще всего растёт в семье, где он один среди взрослых. Он окружён всеобщим вниманием, выржающимся в предвосхищении любых запросов. Он захвален, заласкан, окружён заботой близких, которые склонны преувеличивать достоинства своего дитя. В результате такого воспитания ребёнок привыкает только брать, ничего не давая взамен, Бабушка ему нужна для разных услуг: одеть, раздеть, подать, накормить, родители выполняют все прихоти: покупают игрушки, лакомства, отдают известную дань похвалам, «Жизнь убеждает: если ребёнок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, то сердце его может стать холодным, чёрствым, равнодушным» - писал В. А. Сухомлинский, Тепличное воспитание - одна из причин негативного поведения ребёнка, Если детей оберегают от любых усилий - физических и нравственных, изолируют от общества сверстников, то их жизнь нельзя считать полноценной, ибо она не насыщена тем содержанием, которое развивает их, организует их поведение, сосредотачивает на полезной деятельности. Игра, занятие, труд протекают лучше, если у ребёнка есть сверстник, разделяющий его настроение, начинания, развитие замыслов, Взрослые стараются восполнить недостающие общение с товарищами, считают необходимым забавлять, развлекать ребёнка, навязывать то, что им кажется наиболее интересным. Однако любая деятельность воспитывает активностъ только тогда, когда ребёнок может в ней проявлять фантазию, самостоятельность, При тепличном воспитании ребёнок постоянно ощущает на себе бремя чрезмерной опеки: нельзя вволю попрыгать, побегать - устанешь; взять в руки молоток - ударишь палец; поработать о иголкой — наколешься. Ребенок то и дело слышит: «Не играй в песок - испачкаешься», «Не развязывай шарф -заболеешь», Привыкая к тому, что каждый его шаг подсказан взрослым, ребёнок теряет способность размышлять над своими поступками. Важно не смешивать требовательность о мелочной опекой, которая только сковывает силы ребёнка, Ограждать детей от какого-либо напряжения, не проявлять должной твёрдости — это значит не заглядывать в их будущее. Требовательность - эти не тирания, требовательность должна быть разумной и доброжелательной, материальный достаток не может компенсировать духовного внимания к малышу, столь необходимого для формирования его личности. Только благодаря правильному воспитанию происходит закладка положительных качеств личности ребёнка, только при: этом условии можно говорить о формировании готовности его к активному, осознанному послушанию. 27 февраля 2017 в 08:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.